Время работы садового центра
Пн-Сб            900-1900
Вс 900-1600

Каким мы хотим видеть свой загородный участок с домом, дачей, свой сад?

Многие владельцы участков обращаются в ландшафтные фирмы, к ландшафтным архитекторам и дизайнерам, но большинство делают попытки – самостоятельно обустраивают участок в соответствии с собственным представлением о садово-парковом искусстве, а также по экономическим соображениям – за услуги специалиста надо платить. К сожалению, существует ложное мнение, что обустроить участок можно без специалистов. Хотя и появилось за последние 10-15 лет на прилавках магазинов, в интернете, на электронных носителях, огромное количество информации о том, как обустроить земельный участок, о принципах формирования окружающего пространства, о дизайне ландшафта, этого не достаточно. Само понятие – ландшафтный дизайн вошло в нашу жизнь сравнительно недавно. Если дом можно построить за 1-2 года, то окружающий ландшафт формируется годами. Информация трансформируется в знание только через практический опыт, а опыт приходит с годами. Поэтому 95% ландшафтных фирм не имеют опытных ландшафтных архитекторов и дизайнеров и занимаются обычным благоустройством и озеленением.

Повальное увлечение китайским искусством –« ФЭН-ШУЙ», как и восточным календарем, оказывается несостоятельным. Мы живем в другом пространстве, как географическом,так и климатическом. И культура у нас своя, самобытная! Мы, русские! Чего уж говорить об опыте других цивилизаций, их мировоззрении и мироощущениях, если восприятие мира и окружающего нас пространства у мужчин и женщин очень сильно разнятся. Древнее изречение: «...мир женщины – это дом, а дом мужчины – это мир…» не теряет своей актуальности и сегодня. Посмотрите, как работает с пространством ландшафтный архитектор – мужчина, и такой же специалист – женщина, и вам все станет ясно.

Различие между западным и восточным пониманием в отношении к структуре предметно-пространственного окружения формируется из различного мировоззрения культур народов, населяющих Запад и Восток.

Уже на рубеже нашей эры в Средиземноморье преобладали две тенденции в отношениях человека и природы. Стремление к гармонии с природой, быть частью природы, и стремление подчинить себе природу, быть ее хозяином – вот те два полюса, между которыми мечется человечество. Какая из этих тенденций истинна?

Традиционным мышлением европейца является принцип деления мира на пары противостоящих, полярных сущностей – дух и плоть, разум и чувство, добро и зло, свет и тьма. Гармония и единство – это борьба противоположностей, одно не может существовать без другого.

Ландшафтные композиции

Древнейшее философское миропонимание народов Востока не противопоставляет одно другому. Гармония и единство – это равновесие между двумя противоположностями, между двумя взаимопроникающими сущностями. Если у европейцев «…целое есть то, что имеет начало, середину и конец», то на Востоке идея завершения, конца не существует – сознание ориентировано на цикличность бытия природы. В композициях, не имеющих строго зафиксированных начала и конца, нет и четкой иерархии главного и подчиненного, столь детально разработанной в европейском искусстве.

Так в каком же стиле оформить территорию своего участка, его ландшафт?

Самое главное! Определите свое место в мире, точнее, свое отношение к природе. Какие бы новые стили не возникали сейчас или в будущем, пополняя накопленный человеческий опыт, все будет упираться в «или подчинить, или подчиниться».

Стиль – это комплекс художественных приемов и средств, используемых для создания объемно-пространственной композиции, основанных на идеях, мировоззрении, культурных традициях, технологиях, сформированных и оформившихся на определенных этапах истории развития человеческого общества.

Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики сада, использования малых архитектурных форм и определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения. Но в конечном итоге непосредственное влияние на стиль сада имеет индивидуальность заказчика.

Теперь остановимся на основных современных стилевых направлениях, на истории стилей, садах « с секретом», лечебными травами, ароматами, русском природном саде – самом перспективном стиле, распространяющемся по всему миру; и всех тонкостях и подробностях создания окружающей среды, комфортной для нашего обитания.

Регулярный стиль

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения.

В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, театральность.

Пейзажный стиль

При создании объемно-пространственной композиции в пейзажном стиле проектировщик должен стремиться, максимально использовать особенности данной местности, создавать или сохранять естественный рельеф, состав почвы и существующие растения. В пониженных впадинах и овражках устроить водоемы с влаголюбивыми растениями, в которых собирается дождевая и талая вода как это бывает в естественных условиях. На открытых солнечных местах создать лужайки, согласно замыслу. Одним словом – раскрыть естественную красоту природы, а если потребуется, то и дополнить, исправив ее «недостатки» в гармоничном взаимодействии всех ее объектов.

Равновесие и гармония достигаются в этом случае асимметричным расположением объектов. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, как в природе. Свободная живописная планировка не требует больших земляных работ, устройства подпорных стенок и всевозможных конструкций, но не исключает, как дополнение, и дозированных регулярных мотивов. В этом стиле формируется японский и английский сад, сельский, так называемый стиль «кантри», в котором используются простые и естественные материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич или натуральный камень; сад трав и сад ароматов, сад секретный и экологический и, в особенности, русский природный сад.

Японский сад (Пейзажный стиль)

Японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении живой природы, в заданных, заранее обусловленных масштабах. Любой японский сад, будь то средневековый храмовый или современный декоративный, образными, емкими символами выражает идею мирового устройства и изначальной гармонии мира. Главные элементы в нем вода и камни. Вода является символом отрицательной, мягкой, женской силы «инь», а камни воплощают, светлую, положительную, мужскую силу «ян». Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.

Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Сад должен объединять два качества: художественность и природную достоверность. Каждая деталь японского сада имеет сложный внутренний смысл. Главные атрибуты японского сада – каменная пагода, как символ буддийского храма, каменная чаша цукубай с текущей в нее водой, как источник очищения, каменные фонари – освещение пути идущему. В Японии каменный фонарик – неотъемлемый элемент каждого сада. Их ставят в определен-ных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу, около входа, у колодца. Популярный для японских садов прием – сухой пейзаж. Сухой пейзаж – символическое изображение воды. В одном случае вода изображается параллельными бороздами на песке, если вода течет, или концентрическими кругами вокруг камней в озере. В другом варианте сухой пейзаж трактуется так – «вначале вода была, затем высохла». В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о со-здании сада по мотивам японского садового искусства.

Секретный сад и «Сад ароматов» (Пейзажный стиль)

Создавая местами небольшие замкнутые пространства, укромные уголки или придавая всему саду атмосферу романтизма и таинственности можно оградить себя от суеты современной жизни, от нежелательных взоров. Ощущение таинственности можно усилить, разбив сад в разных уровнях на террасах, разграничив пространства лестницами, живыми изгородями, подпорными стенками, гротами, зарастив их вьющимися растениями и цветами с нежными ароматами. Аромат – живая сила растения, в нем таится сила цветка, его язык, его предназначение. Кому-то дано дразнить и возбуждать, кому-то – врачевать и дарить забвение. Цветы с сильным и приятным ароматом высаживают вдоль дорожек, под окнами, на клумбах около жилища или мест отдыха.

В чем принципиальное различие между регулярным и пейзажным стилем?

Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке территории участка, где одинаковые предметы размещаются на равном расстоянии от оси композиции, подчеркивая воз-действие человека на природу, тем самым, внося в композицию ощущение порядка, строгости и торжественности.
Люди испытывают удовольствие, отдавая предпочтение порядку, симметрии, нежели хаосу и асимметрии. Однако план, который насильно навязан геометрией, может разрушить привлекательность ландшафта или нейтрализовать возможности тех пространств или объектов, подверженных его влиянию.
Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество, но он имеет также недостаток – монотонность, в случае если его часто видят или же видят длительное время.

Пейзажный стиль – постоянное присутствие тайны, волшебства. Неожиданные всплески эмоций разной интенсивности сопровождают в прогулке по дорожкам, извивающимися между кустарниками и деревьями. Никогда не знаешь, что тебя ожидает за поворотом, как в лесу - то птица выпорхнет из кустов, то ветка над головой подозрительно закачается, то в траве что-то зашуршит или, извиваясь, устремляется к водоему, то лягушка заквакает – невольно вздрагиваешь, и сердце начинает колотиться в груди и «мурашки» по спине бегать.
Принюхиваясь к запахам, прислушиваясь к звукам и приглядываясь ко всему, что видишь вольно или невзначай, начинаешь ощущать этот мир, чувствовать, понимать и постигать, как он прекрасен, как наполнен он жизнью и энергией, и ты являешься частью этого мира.
Рассудок русского человека мечется между Западом и Востоком, а Душа занимает середину. Какие бы ветры не дули с Запада и Востока, душа русского человека широкая и щедрая – все принимает и всех одаривает как Матушка-природа. Чтобы понять русского человека, понять себя – почитайте произведения замечательных русских писателей Леонова «Русский лес», Паустовского, Тургенева.

Русскому человеку ближе и понятнее пейзажный стиль – природный русский стиль.
Наши предки жили в согласии с природой, интуитивно следуя «природному» стилю. Русский человек всегда отличался искренней любовью к природе, перемудрить которую, переиначить на свой лад ему и в голову не приходило. Для садов русского стиля характерно сочетание красоты и пользы. Как правило, такие сады планируются с помощью линий плавного изгиба. Растения подбираются таким образом, чтобы всегда что-либо цвело – своеобразные сезонные доминанты. Принимая во внимание российский климат, при разработке дизайна сада надо обращать внимание на то, чтобы сад смотрелся и в зимний период – под снегом, и в осенний период – в своем золотом уборе.

Поделиться:
К списку