Время работы садового центра
Пн-Сб            900-1900
Вс 900-1600

Современное состояние заброшенных посадок местных видов травянистых растений в Подмосковье

24.04.2017
Современное состояние заброшенных посадок местных видов травянистых растений в Подмосковье

Авторы

Г.А. Полякова, П.Н. Меланхолин

Для восстановления видового разнообразия нарушенных растительных сообществ принципы охраны природы допускают репатриацию – то есть возвращение растений в те местообитания, в которых они были утрачены (Тихонова, 1982). В настоящее время не разработаны методики репатриации многих видов растений в природные условия.

Нами были найдены и обследованы некоторые заброшенные питомники и участки, где проводилось внедрение ряда травянистых растений в природные сообщества (Рысина, 1984).

В 1972 г. на территории 17 квартала Серебряноборского опытного лесничества Института лесоведения РАН под Москвой (в 1 км от Рублево), на прогалине сосняка (возраст 80–100 лет) был заложен садовый центр, который в течение ряда лет пополнялся новыми видами (Рысина, 1981). Участок расположен на пологом склоне к небольшому ручью. Почвы – дерново-слабоподзолистые супесчаные на песчаном аллювии. На питомнике в Серебряноборском лесничестве было испытано около 120 видов, из них половина местных. В начале 1990-х гг. садовый центр был полностью заброшен. К сожалению, сведения по питомнику не опубликованы, сохранились частично первичные материалы Г.П. Рысиной за 1972–1982 гг. с дополнениями 1985, 1986 и 1995 гг. (они использованы в данной статье). В настоящее время на участке разрослись преимущественно Aegopodium podagraria, Chamaenerion angustifolium, Urtica dioica, а также Rubus idaeus. Заметные по масштабам посадки дикорастущих растений производились на территории спецлесхоза «Горки» (Евсеева, 2003). Почти одновременно производились посадки дикоросов на территории парка Измайлово.

Изучение современного состояния посадок растений позволяют выявить условия успешности их внедрения и долговременного существования в неконтролируемой среде. Как правило, выбирался участок с максимальным обилием изучаемого вида, на котором закладывались постоянные или временные площадки, обычно, размером 2×5 м. При невысокой плотности популяций размер площадки увеличивался (Полякова, Меланхолин, 2009).

Ниже приводятся материалы по растениям, сохранившимся на участках опытных площадок, и для сравнения – по тем же растениям в природных популяциях.

Материалы по растениям

Anemone nemorosa L. – ветреница дубравная

Ветряница дубравная

Встречается на территории Москвы и ближнего Подмосковья большей частью в различных посадках и в местах случайного заноса. Природными местообитаниями этого вида являются еловые леса (Старостенкова, 1976). В питомнике травянистых растений в Серебряноборском лесничестве ветреница дубравная была высажена и посеяна в 1974 г. В настоящее время она встречается в небольшом количестве в разных частях садового центра, а также внедрилась на опушку сосняка, окружающего садовый центр. Среди густого травяного покрова с доминированием Stellaria holostea, Aegopodium podagraria, Galeobdolon luteum, Milium effusum, Pulmonaria obscura и Urtica dioica, на 1 м² насчитывается около 90 особей ветреницы, из которых 20 цветущих.

Около 30 лет тому назад в Серебряноборском опытном лесничестве (кв. 21) в сложном бору с дубом, кленом и густым подлеском из лещины были сделаны посадки ветреницы дубравной (Рысин, 2009). В настоящее время в относительно густом травяном покрове доминирует ветреница, обильны Stellaria holostea, Convallaria majalis, Asarum europaeum, Rubus saxatilis. В 1978 г. площадь пятна с ветреницей составляла около 20 м² (по материалам Г.П. Рысиной). В настоящее время популяция ветреницы занимает площадь около 1200 м². В центре пятна ветреница имеет проективное покрытие почти 100%. Плотность популяции ветреницы – 470–900 экз. на 1 м², в том числе от 55 до 124 цветущих экз. на 1 м².

В лесопарке Фили-Кунцево на площади чуть более 1 м² имеется группа ветреницы дубравной. Под старым разреженным насаждением с преобладанием вяза и вторым ярусом из клена остролистного, подлеском из лещины, в напочвенном покрове доминируют Mercurialis perennis, Anemone ranunculoides и A. nemorosa. За три года наблюдений общая численность двух ветрениц на площадке в 1 м² увеличилась с 300 до 600 экз., в том числе генеративных побегов ветреницы дубравной – с 33 до 88.

В парке усадьбы «Горки» под густым пологом старых лип парка сохранились посадки ветреницы дубравной, сделанные более 25 лет тому назад. В травяном покрове, кроме ветрениц дубравной и лютиковой, доминируют Aegopodium, Galeobdolon, Pulmonaria. Плотность популяции ветреницы составляет 100–150 экз. на 1 м², из них генеративных – 10–30 экз. (Полякова, Меланхолин, 2009).

На значительных площадях спелых субнеморальных ельников Подмосковья в относительно негустом травяном покрове ветреница дубравная доминирует вместе со снытью и Carex pilosa. Обычно плотность популяций ветреницы дубравной составляет от 70 до 260 экз. на 1 м², из них генеративных – от 10 до 46 экз. на 1 м². В сложных ельниках в травяном покрове на разных участках доминируют Galeobdolon, Oxalis acetosella, Carex pilosa, Pulmonaria. Численность ветреницы обычно составляет 10–30 экз. на 1 м² (Полякова, Меланхолин, 2009).

Плотность популяций ветреницы дубравной под пологом естественных ельников оказалась намного меньше, чем в посадках в сложном бору. Искусственные популяции под пологом широколиственных насаждений лишь немного обильнее, чем в ельниках.

Anemone ranunculoides L. – ветреница лютиковая

Ветряница лютиковая

До сих пор местами обильна в пригородных и даже городских широколиственных лесах. Изредка с посадочным материалом попадает в городские посадки. Ветреница лютиковая была посеяна и посажена корневищами на питомнике в Серебряноборском лесничестве в 1972 г. В 1995 г. отмечено значительное количество ветреницы на питомнике и немного – на соседних лесных участках. К 2010 г. ситуация мало изменилась.

Ветреница лютиковая обильна в лесах, где доминируют Aegopodium, Mercurialis, Corydalis solida, Ficaria verna. Одиннадцатилетние наблюдения в естественных природных условиях показали значительные колебания ее численности. Максимальная плотность популяций ветреницы достигает 500 экз. на 1 м², в том числе около 100 генеративных.

Campanula latifolia L. – колокольчик широколистный

Колокольчик широколитсный

Предпочитает тенистые леса разного состава с относительно влажными и богатыми почвами (Викторов, 1995). Издавна выращивался в усадебных парках. На питомнике в Серебряноборском опытном лесничестве, после посадки в 1974 г. группы колокольчика разрастались. С 1985 г. началось внедрение колокольчика на прилегающие участки садового центра и сосняка. К 2008 г. основные заросли колокольчика сформировались естественным путем под пологом средневозрастного сосняка с сомкнутостью древостоя 0,7. Проективное покрытие травяного покрова почти 100%. Доминирует колокольчик широколистный, обильны Aegopodium, Asarum, Chaerophyllum aromaticum, Ranunculus cassubicus, Urtica dioica. Всего на 10 м² учтено 99 генеративных и 3 вегетативных побега.

В парке Горки наилучшего развития достигли посадки колокольчика широколистного в нижней части парка, на небольшой прогалине среди насаждения из липы и ольхи клейкой. Сомкнутость подроста и подлеска – 0,3. Проективное покрытие травяного покрова 95%. Наряду со снытью и крапивой, доминирует колокольчик широколистный. На площади 10 м² насчитывается 94 генеративных побега.

Естественные популяции колокольчика широколистного были отмечены под широколиственными породами, осиной, ракитой, а также в зарослях лещины и черемухи. Обычными спутниками колокольчика являются Aegopodium, Galeobdolon, Anemone ranunculoides, Asarum, Pulmonaria. Крапива, типичная для участков с посадками, в естественных местообитаниях колокольчика встречается не часто.

Corydalis cava (L.) Schweigg. et Koerte – хохлатка полая

Хохлатка полая

Встречается в широколиственных лесах и их производных, в верхней части склонов берегов рек и оврагов. На питомнике в Серебряноборском лесничестве посадка и посев хохлатки полой проводились в 1976 и 1977 гг. К настоящему времени она сохранилась в небольшом количестве и проникла на прилегающий участок сосняка. Сомкнутость древостоя 0,4. Сомкнутость подроста и подлеска 0,4 (рябина, клен остролистный, бересклет бородавчатый). Проективное покрытие травяного покрова 90%, доминируют Aegopodium, Poa nemoralis, Veronica chamaedrys.. Группа хохлатки полой занимает площадь около 1 м², в ней 8 генеративных особей и 8 вегетативных.

Обильна хохлатка в лесах с доминированием в травяном покрове Anemone ranunculoides, Mercurialis, реже Aegopodium. Максимальная плотность популяций этой хохлатки – около 100 побегов на 1 м², из них от 2 до 52 генеративных побегов. Обычно ее численность 30–40 экз. на 1 м².

Corydalis solida (L.) Clairv. – хохлатка плотная

Хохлатка плотная

В Москве и области произрастает большей частью в широколиственных насаждениях (Смирнова, Черемушкина, 1975). В питомнике в Серебряноборском лесничестве посев и посадка хохлатки плотной проводились в 1972–1974 гг. К 1995 г. хохлатка распространилась по всему участку, а также активно внедрилась на участок сосняка со вторым ярусом из липы, клена и ясеня. В травяном покрове доминируют хохлатка, Aegopodium, Galeobdolon, Oxalis. Плотность популяций хохлатки колеблется по годам от 100 до 170 экз. на 1 м², из которых 30–50 генеративных. На участке сосняка со вторым ярусом из рябины в травяном покрове доминируют Aegopodium, Galeobdolon, Stellaria holostea и Corydalis solida, плотность популяции хохлатки по годам изменяется от 19 до 35 экз. на 1 м², в том числе генеративных – 10–12.

В Серебряноборском лесничестве хохлатка обильна в дубраве с примесью липы и ясеня. Подлесок средней густоты с доминированием лещины и черемухи. Проективное покрытие травяного покрова 40–60%, доминируют Mercurialis, Corydalis solida, Anemone ranunculoides. Численность хохлатки плотной на 1 м² колеблется от 26 до 47 экз. из них 2–13 генеративных экз. На других участках леса плотность особей хохлатки составляет от 30 до 460 экз. на 1 м², из них от 10 до 84 генеративных экз., причем она значительно колеблется по годам (Полякова и др., 1983).

Delphinium elatum L. – живокость высокая

Живокость высокая

Растет в разреженных лесах, на опушках, среди кустарников, на лугах, по долинам рек (Губанов и др., 2003). В питомнике в Серебряноборском опытном лесничестве живокость была посеяна и посажена в 1978 г. В 1980–1983 гг. образовала генеративные побеги. В 1995 г. живокость отмечена на других делянках садового центра. В 2008 г. в кустах, окружающих садовый центр, обнаружена только одна особь с двумя побегами, один из которых цветет.

В естественных условиях в Серебряноборском лесничестве живокость произрастает на опушке старого сосняка с березой, где в густом высокорослом травяном покрове доминируют Geum rivale, Equisetum pratense, Polygonum bistorta, Pteridium aquilinum. В двух группах насчитывалось 11 побегов живокости. К 2010 г. одна из групп исчезла. На Лохине острове (Красногорский р-он) обнаружены три популяции этого растения. Самая многочисленная находится на лугу, где в густом травяном покрове доминируют Bromopsis inermis и Alopecurus pratensis. На участке 27 м² обнаружено 8 генеративных особей живокости, у которых имеется от 1 до 36 побегов, а также 22 вегетативных особи.

Hepatica nobilis Mill. – печеночница благородная

Печеночница благородная

В Подмосковье растет преимущественно в еловых и елово-сосновых лесах (Вахрамеева и др. 1978). Посадки и посев печеночницы были проведены в питомнике в Серебряноборском лесничестве в 1974 г. К 1995 г. растения в местах посадки деградировали, но одновременно печеночница семенным путем внедрилась под полог прилегающего сосняка. Численность ее в настоящее время на 1 м² не превышает 14 экз., а количество генеративных особей – 11. Основными спутниками печеночницы являются Lunaria rediviva, Galium odoratum, Galeobdolon, Oxalis, Mercurialis, Ajuga reptans.

Около 30 лет тому назад в Серебряноборском опытном лесничестве рядом с участком посадок ветреницы дубравной, были сделаны посадки печеночницы (Рысина, 1981, 1984). Проективное покрытие травяного покрова 40–60%, доминируют Galeobdolon, Carex pilosa, Asarum. Печеночница освоила прилегающие участки леса. Плотность популяции не более 7 экз. на 1 м², из них 1–2 генеративных экз.

Спутниками печеночницы обычно являются Oxalis acetosella, Galeobdolon, реже Carex pilosa. В естественных условиях общая численность растения не превышает 10 экз. на 1 м² (из них генеративных – 4, всходов – не более 1). Максимальная плотность – 27 экз. на 1 м² (из них 12 генеративных).

Matteuccia struthiopteris (L.) Todaro – страусник обыкновенный

Страусник обыкновенный

Растет на почвах разного механического состава, богатых питательными веществами (Нехлюдова, Филин, 1990). В Серебряноборском лесничестве страусник был посажен в 1985 г. на относительно сухом участке, где сохранился, но имел незначительные размеры. В 2008 г. был пересажен в тенистое влажное место, где прижился и заметно увеличил свои размеры.

В естественной популяции вдоль русла речки Туровки под негустым пологом ольхи клейкой доминирует страусник, обильны Aegopodium, Myosoton aquaticum. На площадке 10 м² произрастает 4 генеративных и 12 вегетативных особей. Под пологом широколиственного древостоя (сомкнутость 0,6) на днище оврага в Битцевском лесопарке папоротник не крупный, все экземпляры вегетативные. Проективное покрытие травяного покрова 60–80%, доминируют страусник и сныть. На 10 м² приходится до 60 экз. (из них до 30 крупных).

Polygonum bistorta L. – горец змеиный

Горец змейный

В Московской обл. произрастает на сырых лугах, полянах, в зарослях кустарников, на опушках и окраинах болот (Тихонова, 1975). В Серебряном бору посадки и посев горца были сделаны в 1972–1974 гг. Он хорошо сохранился на заброшенных садового центрах в Серебряноборском лесничестве и ПИЗС Горки (Евсеева, 2003). Горец предпочитает местообитания на полянах, где в травяном покрове доминируют Filipendula ulmaria, Geum rivale, Urtica dioica и Trollius europaeus. В естественных условиях численность горца изменяется по годам. На влажных полянах его численность на 10 м² может достигать 25 генеративных особей (с 70 генеративными побегами) на 10 м². Обычная плотность – 10–15 особей на 10 м².

Pulmonaria obscura Dumort. – медуница темная или неясная

Медуница темная

Произрастает преимущественно в широколиственных насаждениях. Наибольшего обилия медуница достигает на средних стадиях нарушенности. В питомнике в Серебряноборском лесничестве медуница темная была высажена в 1972 г., а посеяна - в 1975 г. К 1982 г. растения сплошь покрывали делянку, к 1995 г. медуница внедрилась в прилегающий сосняк. В настоящее время отдельные особи встречаются на расстоянии 50–100 м от места посадки. В питомнике, примерно в 10 м от старых сосен, проективное покрытие травостоя достигает 100%. Доминируют Aegopodium, Stellaria holostea, Galeobdolon, Urtica dioica. На площадке в 1 м² зафиксировано 10 генеративных и 36 вегетативных особей. Под пологом сосняка (сомкнутость 0,4) доминирует рябина (сомкнутость подроста и подлеска 0,5). Проективное покрытие травяного покрова 90%, доминируют Aegopodium, Stellaria holostea. На площадке 2 м² – 23 вегетативных особи медуницы.

Медуница неоднократно высаживалась на лесных участках, часто хорошо приживалась, но нередко через несколько лет снижала свое обилие и затем исчезала. Обычно медуница обильна на участках леса с доминированием Galeobdolon, реже Carex pilosa, а местами Aegopodium и Mercurialis.

Trollius europaeus L. – купальница европейская

Купальница европейская

Предпочитает разреженные влажные леса, опушки, поляны, луга, заросли кустарников (Барыкина, Чубатова, 1997). Посадки купальницы сохранилась в двух садового центрах: в Серебряноборском лесничестве и ПИЗС Горки, где она хорошо растет, и даже проникает за пределы мест посадки. В старых посадках в лесопарке Измайлово обильно цветет, но почти не выходит за границы посаженной группы.

В естественных сообществах обычными спутниками купальницы являются Filipendula ulmaria, Urtica dioica, Angelica sylvestris, Cirsium heterophyllum, Geum rivale, Geranium palustre, нередко Polygonum bistorta. Наибольшая численность отмечена на полянах, где на площадке 10 м² может быть до 57 генеративных особей, у которых насчитывается до 160 цветущих побегов.

Итог

После прекращения ухода за питомником на нем исчезли многие из высаженных растений, произрастающие в окрестных лесах, такие как Actaea spicata, Asarum europaeum, Campanula trachelium, Convallaria majalis, Geranium sylvaticum, Lathyrus vernus, Majanthemum bifolium, Mercurialis perrenis, Vicia silvatica, Viola mirabilis.

Неудачи внедрения растений в природные условия происходят тогда, когда для данных видов не подходят условия мест посадки, даже на тех же участках леса, где этот вид когда-то произрастал (Рысина, 1984). Так, невозможен возврат видов, произраставших в 125-летнем сосняке рябиновом в Серебряноборском опытном лесничестве в начале 1950-х гг. – Chimaphila umbellata, Neottianthe cuculata, Goodyera repens (Никитин, Гребенникова, 1961), но которых к 1960-м гг. там уже не было (Рысин, 2009). Они исчезли из-за разрастания липы и лещины при естественном преобразовании зеленомошного сосняка в сложный бор (Полякова, и др., 2011). Проведенные опыты показали, что возврат неморальных видов под полог сильно нарушенной дубравы с густым разнотравно-злаковым покровом оказался невозможным даже для мало требовательной сныти.

Наблюдения на лесных питомниках, показали, что в них может сохраниться без ухода только часть видов. Некоторые виды могут расти среди лесного высокотравья, а местами и в зарослях малины (ветреницы лютиковая и дубравная). На влажных участках полян устойчивы искусственные популяции купальницы и горца змеиного.

Другие виды, в том числе светолюбивые (живокость высокая) перемещаются с мест посадки и внедряются под редкий полог в прилегающие участки соснового леса. В условиях умеренного затенения и негустого травяного покрова хорошо растут и успешно размножаются такие растения, как ветреницы лютиковая и дубравная, хохлатки плотная и полая, печеночница благородная, колокольчик широколистный, медуница темная, лунник оживающий, несмотря на то, что они в таких сообществах обычно не встречаются. Местами удаются посадки растений на различные участки леса, не типичные для произрастания этих видов (ветреница дубравная, печеночница, хохлатки).

Долговременно устойчивыми в травяном покрове естественных сообществ можно считать виды, сохраняющиеся без ухода в питомнике, особенно внедряющиеся в соседние участки леса и приживающиеся при посадке на лесных территориях. Выращивание и поддержание в течение долгого времени видов, показавших свою пригодность для внедрения, при правильном подборе мест посадки, не требует больших усилий. Эти виды можно рекомендовать для использования в городских посадках и рекреационных участках городских лесов для их украшения.

Резюме

В статье приводятся материалы о выращивании травянистых растений в питомниках и их сохранности после прекращения ухода за ними. Только 11 видов из 60 посаженных сохранились c 1970-х гг. Обследованы также участки внедрения декоративных видов в природу. Параллельно обследованы места произрастания этих же видов в природе. Наиболее успешными являются посадки: Anemone nemorosa L., Anemone ranunculoides L., Campanula latifolia L., Corydalis solida (L.) Clairv., Polygonum bistorta L., Trollius europaeus L. Тогда как Pulmonaria obscura Dumort. после нескольких лет произрастания на месте посадки часто отмирает. Как правило, не обильны в посадках Corydalis cava (L.) Schweigg. et Koerte, Matteuccia struthiopteris (L.) Todaro и Delphinium elatum L.

Поделиться:
К списку